+7 (342) 205-85-42
+7 (342) 205-85-42
8 (800) 775-74-87
бесплатно по России

пн - пт : 11:00 - 20:00

сб - вс : 12:00 - 20:00

оформление заказов на сайте
круглосуточно

Как увеличить пространство с помощью цвета: 7 приемов

Анна Разгулова

Эксперт Москва

Там, где нельзя передвинуть стены, маленькое пространство можно увеличить через визуальные приемы. Например, с помощью цвета.

Самый распространенный способ — увеличить комнату за счет светлых оттенков. А если грамотно использовать сочетание цветов и знать, как в пространстве расположить их, комнату можно увеличить и с помощью темных тонов.

Вместе с дизайнером Анной Разгуловой разобрали шесть цветовых приемов, с помощью которых можно зрительно расширить пространство и сделать интерьер интересным.

1. Убрать границы: использовать один цвет для стен, потолка и дверей

Когда поверхности, хотя бы стены и потолок, окрашены в один цвет, границы между ними исчезают. Комната кажется просторней, «спаянной» в единый объем, а потолки — выше. Цвет может быть любым: и светлым, и темным.

Светлые оттенки дают ощущение воздушности, а темные создают глубину и камерность. Сложные оттенки всегда смотрятся интереснее. Среди светлых это молочные, серо-бежевые, пудровые, а среди темных — графит, хаки, насыщенный синий.

Источник фото: Лента интерьера

Как не ошибиться

  • Если хотите использовать темные цвета, учитывайте освещение и пропорции комнаты. В темном помещении с одним небольшим окном глубокая палитра может выглядеть гнетуще, а в светлой комнате — наоборот, смотреться уютно и выразительно.
  • В небольших пространствах не рекомендуется использовать глянцевое покрытие: оно подчеркнет стыки и неровности, разрушая эффект единого объема. Лучше выбирать матовые или бархатистые краски с мягким рассеиванием света.
  • Не стоит использовать одну и ту же фактуру, иначе может получится эффект, когда кажется, что вы живете в коробке. Если покрасить все в один и тот же матовый цвет, пространство станет выглядеть плоским и замкнутым, как будто стены, потолок и двери слились в сплошное пятно.

Как сделать интерьер интереснее

  • Чтобы избежать однообразия, добавьте нюансы. Например, стены и мебель одного цвета, но разной насыщенности. А мебель и декор выбирайте на полтона светлее или темнее основного оттенка, чтобы создать мягкую глубину.
  • Добавит глубины поможет разница фактур. Например, стены можно сделать матовыми, а потолок — с легким сатиновым блеском, чтобы он отражал свет.
  • Хорошо работают и текстуры: бархатистая краска, тканевые панели, декоративная штукатурка, дерево. Они создают игру света и тени, и комната начинает «дышать».

Наглядный пример использования единой цветовой гаммы в разных фактурах — проект Светланы Фроловой.

Такие приемы сделают нейтральный интерьер не просто «спокойным», а визуально сложным и продуманным. Комната кажется больше, но при этом остается уютной и цельной.

2. Визуально объединить пространство: использовать эффект «исчезающей» мебели

В небольших помещениях пространство легко перегрузить мебелью: шкаф кажется громоздким, дверь и радиатор выделяются. Способ «исчезающей» мебели помогает этого избежать. Крупные элементы мебели окрашивают или оформляют в тот же цвет, что и стены, — и они буквально растворяются на их фоне. На этапе ремонта можно установить двери под покраску, которые затем выкрасить в тон стен. Так визуальные границы исчезают, и комната кажется просторнее.

Совет: для окрашивания мебели используйте специальную меловую акриловую краску. Она не требует тщательной подготовки поверхности. После полного высыхания (10-14 дней) загрязнения с нее можно удалять влажной тряпкой. Финишное покрытие использовать не обязательно, но для большей устойчивости и прочности рекомендуется добавить слой матового лака или воска.

Совпадение цвета не обязано быть идеальным. Достаточно, чтобы цвет был в одной тональности и близок по светлоте. Например, стены — светло-бежевые, шкаф — на полтона темнее. Главное, чтобы переход не бросался в глаза.

Источник фото: Лента интерьера

Посмотрите, как дизайнеры Олеся Бирюкова и Дарина Титова использовали этот прием в своих проектах:

Как не ошибиться

Часто делают интерьер одноцветно «стерильным», а в итоге теряется уют. Чтобы этого избежать, добавьте разницу фактур, как в приеме выше. Но теперь учитывайте и фактуру мебели: например, сочетайте матовые стены и чуть более шелковистая поверхность шкафа, лаковая фурнитура, текстиль, дерево. Тогда пространство останется цельным, но не скучным.

Как сделать интерьер интереснее

Когда мебель совпадает со стенами по цвету, на первый план выходят текстура, свет и детали. Можно подчеркнуть линии встроенного шкафа теневыми зазорами, фрезеровкой, контрастной фурнитурой или подсветкой — тогда интерьер выглядит более архитектурно и не плоско.

В проекте Олеси Акчуриной можно увидеть, как на этот эффект увеличения глубины работают молдинги, окрашенные в цвет стен.

Если ремонт делать не хочется или нельзя (например, в арендованной квартире), можно достичь похожего эффекта даже без радикальных переделок. К примеру, просто повесить однотонные панели или текстиль того же цвета, что стены, чтобы визуально «синхронизировать» пространство.

Когда мебель невозможно покрасить из-за материала — можно использовать альтернативы:

  • оклеить фасады мебельной пленкой под нужный цвет;
  • подобрать панели или двери близкого оттенка;
  • использовать мебельные чехлы похожего цвета.

Главное — не бояться, что мебель «исчезнет». Наоборот, она перестанет перетягивать внимание на себя, и в комнате появится ощущение легкости и порядка.

Иногда идеальное совпадение по цвету крупногабаритной мебели (если только она изначально не встроенная по проекту) и стен смотрится слишком уж аккуратно, старательно и навязчиво. Поэтому можно использовать условный «отвлекающий маневр». Добавьте небольшие акценты — светильники, предметы искусства — за которые глаз может зацепиться и не считывать нарочитость подбора палитры — так интерьер будет восприниматься более живым.

3. Добавить глубину комнате: поставить темный акцент

Темный цвет не обязательно уменьшает пространство. Если использовать его дозированно, он, наоборот, помогает создать ощущение глубины и выразительности.  Когда в комнате появляется одна акцентная плоскость, например, стена за кроватью, ниша под телевизор или торцевая стена в коридоре — глаз воспринимает ее как «дальнюю точку». Комната кажется объемнее.

Чтобы увеличить высоту потолка, можно покрасить его в светлый оттенок в противопоставление насыщенным глубоким тонам стен помещения. А можно использовать и другой вариант — выделить одним активным цветом акцентную стену и потолок. Такой прием позволяет визуально стереть границу между плоскостями, а «давящее» ощущение будет нивелироваться бóльшей площадью остальных нейтральных по тону стен.

Как не ошибиться

Самая частая ошибка — делать слишком много темных поверхностей. В маленьком помещении сразу пропадает воздух. Еще одна — использовать насыщенные, холодные или глянцевые краски: они бликуют и подчеркивают неровности. Лучше выбирать глубокие матовые оттенки — графит, табачный, теплый шоколад, оливковый, сливовый.

Если в комнате мало естественного света, прием тоже можно использовать, но с оговорками:

  • выбирайте теплые темные тона — например, какао, мокко, серо-зелёный;
  • добавьте подсветку — бра, направленный свет, подсвеченные ниши;
  • не размещайте темную стену напротив окна, чтобы не «погасить» дневной свет.

Как сделать интерьер интереснее

  • Темной можно сделать не только стену. Глубокий цвет можно использовать на встроенном шкафе, шторах, изголовье кровати или в мебели. Если хотите все же закрасить целую стену, но боитесь, начните с мебельных элементов или текстиля. Они дадут тот же эффект глубины, но без риска. Если не понравится — можно будет легко исправить.
  • Чтобы темный цвет выглядел не мрачным, а уютным, добавьте повторы оттенка — подушки, плед, картина или вазон того же тона. Тогда акцент воспринимается как часть композиции, а не как случайное пятно.
  • Сочетание темного и светлого делает интерьер многослойным: светлая мебель или декор на фоне глубокой стены создают ощущение пространства и воздушности.

4. Изменить пропорции помещения: использовать цветовую вертикаль

Цветовая вертикаль — это способ зрительно «вытянуть» комнату вверх за счет разницы оттенков по высоте. Проще говоря, когда нижняя часть стены окрашена в один цвет, а верх — в другой, более светлый. Или цвет стен частично заходит на потолок, будто продолжая его. Такой прием помогает выровнять пропорции и сделать интерьер выразительнее.

Самый распространенный пример использования вертикали — это установка кухонного гарнитура с разными цветами верхнего и нижнего рядов. Примеры таких кухонь — из проектов Анны Синицы и Архитектурной мастерской Алексея Шершавенко:

Этот способ хорошо работает в комнатах с низкими потолками или вытянутых помещениях, где нужно сбалансировать пропорции. Но и в стандартных квартирах вертикаль добавляет архитектурности — пространство выглядит собраннее, выше и визуально цельнее.

Когда нижняя и верхняя части стены окрашены в разные цвета – это известный прием сделать пространство со-масштабным человеческому росту. Такое горизонтальное разделение может как поднять потолок визуально, так и наоборот занизить помещение — растянуть его по площади, но уменьшить в объеме. Всё зависит от стратегии контраста — выбранных оттенков, сочетания темных и светлых тонов и высоты линии.

Как не ошибиться

Самая частая ошибка — слишком резкий контраст между цветами. Тогда комната делится пополам, и вместо легкости появляется «полоса». Лучше выбирать оттенки одной гаммы, отличающиеся на полтона–тон. Например:

  • светло-серый + белый;
  • бежево-розовый + сливочный;
  • пыльно-зеленый + светло-серый.

Подсказка: в палитрах красок цвета, расположенные вертикально на одном образце, обычно сочетаются идеально.

Нижняя часть стены может быть немного темнее — это делает интерьер устойчивым, визуально «ставит комнату на основание» и помогает избежать ощущения, что всё «висит в воздухе».

Вторая ошибка — неправильно выбранная высота перехода. Если линия посередине стены, пропорции нарушаются, и потолок визуально кажется ниже. Оптимально — делать нижний цвет до уровня подоконника или спинки дивана, то есть примерно 90–110 см от пола.

На примере проектов Михаила Иванцова, Елены Абрамовой и Яны Ворошниной можно увидеть, как этот прием работает в спальнях, с линиями перехода цвета на разных высотах:

Еще одна сложность — аккуратность границы. Переход можно сделать разными способами:

  • ровная линия — универсальный вариант
  • отбивка декоративным молдингом;
  • мягкий градиент — для спокойных, нестрогих интерьеров.

Главное — чтобы граница шла по всему периметру комнаты на одной высоте.

Как сделать интерьер интереснее

Чтобы вертикаль выглядела естественно, продублируйте цвета в мебели и текстиле. Например, нижний цвет — в ковре, шторе или кресле, а верхний — в стенах и потолке.

Если хочется выразительности, можно заменить покраску на панели, рейки или обои в нижней части стены — прием работает так же, но выглядит чуть богаче. А чтобы усилить эффект «роста вверх», используйте высокие шторы от потолка до пола и вертикальные светильники — они продолжают движение цвета вверх.

Если боитесь, что получится пестро или тяжело, выбирайте нейтральную базу — бежевую, серо-зеленую, молочную — и используйте прием за счет разницы в тоне. При плавных переходах комната, наоборот, кажется выше и цельнее: взгляд скользит вверх, не цепляется за границы.

5. Сфокусировать внимание на одном: поставить точечный яркий акцент

Яркий цвет в небольшом пространстве работает как точка притяжения. Один насыщенный акцент — подушка, кресло, штора, постер или фрагмент стены — делает интерьер живым и объемным, не перегружая его. Когда глаз фиксирует цветовое пятно, всё остальное пространство воспринимается шире и спокойнее.

Оптимальная пропорция — не больше 20–30% яркого цвета в комнате. Остальные 70–80% лучше оставить нейтральными: белыми, серыми, бежевыми, древесными. Тогда цвет выглядит выразительно, а интерьер остается легким. Пример из проекта студии «Это.Легко дизайн»:

Как не ошибиться

Нельзя добавлять слишком много ярких деталей разных оттенков. Несогласованные цвета дробят пространство и утомляют глаз. Лучше выбрать один акцентный цвет и повторить его в мелочах — например, в вазе, картине и покрывале. Так интерьер выглядит собранным.

Еще очень неудачно выглядят чистые, «кислотные» тона на больших поверхностях. Они быстро утомляют и зрительно «давят». Безопаснее выбирать приглушенные версии ярких оттенков: терракотовый вместо оранжевого, васильковый вместо синего, оливковый вместо зеленого. Такие цвета остаются насыщенными, но мягче воспринимаются вблизи. В проекте Евгении Доля для торцевой стены выбран васильковый оттенок. Он яркий, крупный, но выглядит мягко:

Как сделать интерьер интереснее

Если хочется цвета, начните с малых доз — текстиля, плафона, одной стены или ниши. Способ хорошо работает даже в темных комнатах: один теплый акцент, например, горчичный, коралловый, янтарный, делает их уютнее и компенсирует нехватку света.

Можно использовать правило «70–25–5»: 70% — базовые спокойные тона (белый, серый, песочный); 25% — дополнительные мягкие оттенки (пастель, дерево, лен, камень); 5% — яркий акцент, который задаёт настроение.

Если страшно экспериментировать — начните с аксессуаров, которые легко заменить: плед, постер, стул, абажур. Главное помнить: яркий цвет работает не количеством, а контрастом — достаточно одного выразительного штриха, чтобы пространство заиграло.

Яркий цвет хорошо работает не только контрастом, но и растяжкой. Можно использовать оттенки одного цвета, но разной насыщенности. Например, самый активный по цвету элемент «загасить» окружением более мягких, легких, нейтральных, но в том же цветовом секторе.

6. Зрительно объединить все помещения: продумать интерьер по принципу «цветового потока»

Цветовой поток — это способ связать все помещения квартиры в единое целое, особенно если они переходят друг в друга: прихожая, кухня, гостиная.

Суть приема — использовать одну цветовую палитру во всех смежных зонах, чтобы переход между ними был мягким и естественным. Не нужно, чтобы всё было строго одинакового цвета: важно, чтобы оттенки «перекликались» и принадлежали одной гамме — например, песочный, теплый серый и молочный. Здесь принципы пересекаются с принципами первого приема, когда используются одинаковые цвета на разных плоскостях.

Тогда взгляд не спотыкается о резкие границы, а пространство кажется текучим и единым. Даже если квартира небольшая, она воспринимается как одно большое, гармоничное помещение. Пример — проект студии Objective Design:

Как не ошибиться

Когда все комнаты делают одного цвета, теряется объем. Цветовой поток не означает одинаковость, а наоборот — вариации в пределах одной палитры. Например, в гостиной стены могут быть светло-бежевыми, в кухне — чуть темнее, а в прихожей — серо-бежевыми. Цвет остается общим, но оттенки плавно переходят друг в друга.

Вторая сложность — разное освещение. В темной прихожей теплый оттенок может казаться серым, а в солнечной кухне — почти желтым. Чтобы сохранить плавность, выбирайте приглушенные, сложные тона с серым подтоном — они не так резко меняются при разном свете.

Как сделать интерьер интереснее

Чтобы интерьер не выглядел однотонным, добавляйте разные фактуры и материалы: крашеные стены, декоративную штукатурку, плитку, текстиль — всё в одной палитре. Это добавит глубины, не нарушая целостность.

Яркие акценты можно использовать, но повторяйте их в каждой зоне. Например, если в гостиной есть зеленое кресло, на кухне могут быть зеленые стулья или ваза — так акцент становится частью потока, а не случайным пятном. Например, как в проекте Яны Александровой:

Хорошо работает и переходный элемент, соединяющий зоны: общий плинтус, ковер, штора или декоративная панель, повторяющая цвет соседнего помещения. Тогда даже при разных материалах всё выглядит продуманно и спокойно.

Если не уверены, начните с трех оттенков одной гаммы — основного, чуть светлее и чуть темнее. Их достаточно, чтобы создать плавный переход и ощущение цельного, но живого пространства.

Чтобы интерьер не выглядел однотонным, добавляйте разные фактуры и материалы. Чтобы он выглядел цельным, определите несколько приоритетных фактур и материалов, которые можно использовать в смежных помещениях. Это не тот случай, когда каждая комната и каждая стена — отдельная история.

7. Как не погубить идею: подбирать тона с учетом естественного света и ориентации окон

Цвет нельзя выбирать только по фото. Один и тот же оттенок смотрится по-разному в зависимости от естественного освещения: бежевый может стать серым, а серо-голубой — зеленоватым. И даже если следовать описанным в этой статье правилам, интерьер может зрительно «развалиться» просто потому, что не учтено освещение.

Чтобы такого не произошло, сначала важно определить, на какую сторону света выходит комната.

Вот как выбирать цвета в зависимости от ориентации окон:

  • Северная сторона. Комнату заполняет холодный и приглушенный свет, а он делает цвета бледнее. Поэтому лучше выбирать теплые тона — песочный, сливочный, светло-оливковый, персиково-бежевый.
  • Южная. Здесь солнце жесткое и яркое, поэтому подходят прохладные, пыльные оттенки — серо-голубой, мятный, светло-серый.
  • Восток. По утрам мягкий свет — можно позволить использовать цвета чуть ярче, особенно в спальне.
  • Запад. Вечернее солнце добавляет тепла — оттенки кажутся насыщеннее, можно выбирать спокойные серо-бежевые и сложные зеленые.

Когда окна выходят на две или три стороны, цвета можно немного варьировать по комнатам — в более светлой сделать прохладную гамму, а в темной — чуть теплее. Главное, чтобы переходы цвета между помещениями были плавными.

Гаммы в проектах Яны Ярашевой и Алины Сольской приглушенные, прохладные. Такие хорошо смотрятся в комнатах с окнами на юг и запад.

А теплые тона в квартирах от Александра Осипова и Анастасии Астаповой — пример для северной ориентации:

Как не ошибиться

  • Чтобы точно попасть в нужный тон, сделайте выкрасы — покрасьте лист размером не меньше А4, приложите к стене на высоте глаз, и посмотрите на него утром, днем и вечером при включенном и выключенном свете. Так вы увидите, как цвет меняется в реальных условиях и в конкретном помещении.
  • Не игнорируйте искусственный свет. Вечером именно он определяет, как выглядит интерьер. Теплые лампы (2700–3000 К) подчеркивают уют, но искажают холодные тона, делая их визуально грязными. Холодные (4000–5000 К) выделяют чистоту цвета, но могут выглядеть «офисно». Оптимально брать нейтральные лампы с температурой света 3500–4000 К.

Как сделать интерьер интереснее

  • Не бойтесь нюансов и смешанных оттенков. Например, если хочется холодного голубого, а комната северная — при колеровке добавьте к основному цвету каплю теплого серого, тогда оттенок сохранит характер, но не будет казаться ледяным.
  • При нехватке естественного света лучше выбирать светлые, но теплые оттенки и добавить отраженный свет — с помощью зеркал, глянцевых поверхностей и текстиля светлых тонов. Так интерьер выглядит естественнее и меняется по ходу дня: утром смотрится свежим и легким, вечером — уютным и мягким.
Не существует «чистых» цветов. У любого цвета в пигменте есть подтон, на который нужно обращать внимание, особенно при сочетании нескольких цветов в одном пространстве. Теплый серый может конфликтовать с холодным голубым — интерьер не будет смотреться цельным, особенно если сочетать разные по теплоте цвета без «переходника». В его роли может играть как тонкий профиль или молдинг, так и текстиль, панель — разница текстур «заземляет» напряжение.
 
На примере выкраса важно посмотреть желаемый цвет не только в привычной вертикальной плоскости, но и в горизонтальной. Например, если речь идет о выборе цвета потолка, его восприятие будет отличаться.

Заключение

Перечисленные приемы можно использовать самостоятельно, а можно комбинировать. Но не все. Чтобы не запутаться в приемах, предлагаем скачать короткую «карту совместимости». Смотрите на нее как на конструктор: собирайте блоки, но не пытайтесь уместить все сразу.

Надежные пары  — можно смело комбинировать:

Работают, но с оговорками:

Главное правило — держите баланс: 1 доминантный прием + 1–2 поддерживающих.

Если добавляете новый эффект, спрашивайте себя: он усиливает выбранную идею или спорит с ней? Если спорит, убирайте. Так вы получите не набор трюков, а цветовую гамму, расширяющую пространство.

На обложке интерьер гостиной из проекта «Таунхаус в современном стиле» от дизайнера интерьера Анны Разгуловой